ЛЭП и автокраны

Основной задачей организации строительной площадки, участков работ и рабочих мест, расположенных или примыкающих к воздушной линии электропередачи, является обеспечение безопасности труда работающих при выполнении работ кранами. Из­вестно, что работа стреловых самоходных кранов вбли­зи ЛЭП связана с повышенной опасностью. При сопри­косновении металлоконструкций (стрелы, канатов) кра­на с проводами линии электропередачи возникает опас­ность поражения людей электрическим током.

Исследования показывают, что около 76 % всего количества травм при эксплуатации строительных машин вблизи ЛЭП приходится на стреловые самоходные кра­ны, причем больше всего — на автомобильные. Из об­щего количества электротравматизма (74%) их проис­ходит при работе кранов вблизи ЛЭП напряжением выше 1000 В. Имеют место случаи поражения рабочих электрическим током даже тогда, когда стрела крана не коснулась провода ЛЭП, но находится на недопу­стимо близком расстоянии от него (0,5 —1,2 м), или же когда человек находится на определенном расстоя­нии от крана, в этом случае действует шаговое напря­жение. Приведем некоторые примеры опасных ситуа­ций при работе кранов вблизи ЛЭП, которые могли бы привести к тяжелым последствиям.

Пример 1. На строительном объекте рабочие устанавливали автомобильный кран KC-256IE для укладки трубопровода в траншею, которая находилась на расстоянии 3,5 м от линии электропередачи напряжением 10 кВ. Машинист крана (крановщик), находясь в кабине, попросил стропальщика и монтажника устано­вить откидные опоры крана. Когда рабочие занимались установкой опор, крановщик, не предупредив их об опасности, включил механизм подъема стрелы. При подъеме стрела коснулась провода ЛЭП, и металлоконструкции крана попали под напряжение. При этом был травмирован электротоком монтажник. Крановщик вы­прыгнул из кабины в безопасное место от шагового напряжения.

Пример 2. Для монтажа плит перекрытия строящегося здания в зоне воздушной линии электропередачи напряжением 35 кВ установили пневмоколесный кран. Расстояние между стрелой крана и крайним проводом ЛЭП составляло 4,4 м. Крановщик, находясь в кабине крана, попросил стропальщика подвернуть винт переднего моста ходовой платформы крана, а сам в это время включил механизм подъема крюковой подвески. В момент приближения крюка к проводам ЛЭП на расстояние 1,2 м произошел электропробой воздушного пространства (электроразряд) и стропальщик ощутил воздействие на него электротока. Своевременно ему была оказана медицинская помощь. На сей раз все обошлось благополучно.

Пример 3. Автомобильным краном СМК-10 производилась укладка дорожных плит на проезжую часть временной дороги. Кран был установлен на расстоянии 6,2 м от действующей линии электропередачи напряжением 6 кВ. В то время, когда стропальщик производил зацепку плиты стропом, крановщик включил механизм поворота стрелы в сторону ЛЭП. При повороте стрела коснулась нижнего провода линии, и металлоконструкции крана, в том числе стропы, оказались под напряжением. При этом стропальщик, дер­жавший в руке строп, был травмирован электротоком.

  • Реклама:

  • Статьи