Проверка прочности канатов

Все канаты можно проверить на прочность из условия:

К<=Р/С,

где К—коэффициент запаса прочности, значение которого должно соответство­вать установленным нормам; Р— разрывное усилие каната, т. е. та нагрузка, при которой образец каната рвется при испытании на разрывной машине, Н; С—наибольшее натяжение каната под действием груза, Па.

Для грузовых и стреловых канатов кранов с машинным приводом К должно быть не менее 5 — при легком; 5,5 — при среднем и 6—при тяжелом и очень тяжелом режимах работы. У кранов с ручным приводом механизмов канаты рассчитывают с коэффици­ентом запаса прочности не менее 4,5.

Стальные канаты поступают на строительную площадку намо­танными на барабаны или свернутыми в бухты и хранятся на складах в закрытых сухих помещениях. Перед сдачей на хране­ние их тщательно очищают от грязи и ржавчины, смазывают канатной мазью или маслом, не содержащим кислот, щелочей или других вредных примесей.

Такелажник должен внимательно следить за состоянием канатов и браковать их при увеличенном числе обрывов прово­лок, приходящихся на один шаг свивки. Для определения шага свивки на поверхность одной пряди наносят метку, от которой отсчитывают по длине каната число прядей по сечению каната (обычно шесть); на следующей пряди (седьмой) наносят вторую метку. Расстояние между метками равно шагу свивки каната.

Стальной канат бракуют, если число обрывов проволоки, приходящееся на один шаг свивки, превышает значения, установ­ленные соответствующими нормами.

При поверхностном износе и коррозии проволок (их диаметр уменьшается более чем на 30%) канат становится непригодным к использованию и должен быть забракован. Износ или коррозию определяют с помощью микрометра по концу проволоки в месте обрыва на участке наибольшего износа. Если оборвана целая прядь, канат должен быть сразу же забракован и заменен другим.

Канат следует разматывать так, чтобы не образовывались петли, приводящие к расслоению прядей и сердечника. Каждый стальной канат должен иметь паспорт (сертификат) завода-изготовителя, в котором указывают конструкцию каната и рас­четный предел прочности проволок на разрыв.

Стальные канаты длиной 250, 500 и 1000 м доставляют на строительную площадку, разматывают, вращая барабан или бухту на специальной инвентарной металлической катушке, и отрезают куски требуемой длины. Прежде чем обрубить канат, его обматывают тонкой мягкой проволокой, чтобы предотвратить его раскручивание. Располагать и крепить канаты следует с таким расчетом, чтобы исключалась возможность спадания или смещения, перетирания при соприкасании с поверхностью кон­струкции или другими канатами.

  • Реклама:

  • Статьи